Какой срок годности у тормозной жидкости

Какой срок годности у тормозной жидкости

Примечательным является тот факт, что в огромном множестве современных гидравлических тормозных систем, используемых ныне на автомобилях и велосипедах, используется тормозная жидкость с маркировкой ДОТ. Причём различается она по классам, начиная от ДОТ 1 и заканчивая ДОТ 5 и даже ДОТ 5.1. Единственными исключениями из данного утверждения являются гидравлические тормоза, производимые фирмами Shimano и Tektro. Последние в качестве тормозной жидкости реализуют минеральные масла собственного же производства.

Несколько углубляясь в особенности самого обозначения «ДОТ», стоит сказать, что оно является своеобразным усечённым вариантом английской аббревиатуры, составляемой из заглавных букв слов «United States Department of Transportation». Как наверняка можно понять, первые два слова так и не были включены в ДОТ.

Особенности тормозной жидкости ДОТ 4

Конкретизируя в дальнейшем собственные шаги в направлении рассмотрения исключительно того, что представляет собой тормозная жидкость ДОТ 4, заметим, что в качестве её основы используется полиэтиленгликоль, предварительно смешанный с полиэфирами борной кислоты.

Отметим, что тормозная жидкость ДОТ 4 практически представляет собой основной передаточный элемент любого тормозного механизма. Она практически нисколько не подвержена сжатию, и кинетическая энергия в результате превращается в тепловую. При этом нагреваются колодки и ротор.

Следует заметить, что, нагреваясь, жидкость может закипеть, образуя при этом пузырьки пара, которые подвергаются достаточно сильному сжатию. При этом полученный газ препятствует передаче тормозного усилия, ухудшая тем самым эффективность работы всей тормозной системы. Кроме этого, из-за значительного повышения давления возможно разгерметизация тормозной системы.

В этой связи весьма важно знать, каковой же является температура кипения. Для ДОТ 4 она составляет от 230 градусов по Цельсию. Хотя в реальности она несколько выше и достаточно часто равняется 280 градусов.

Срок службы тормозных жидкостей ДОТ 4

И последнее, о чём хотелось бы сказать в рамках данного материала – это срок годности тормозной жидкости ДОТ 4. Согласно установленным нормативам она должна быть пригодной для использования на протяжении не менее 2-3 лет с момента собственного выпуска. Но как показывает практика, такой срок может быть гораздо большим.

Есть ли срок хранения тормозной жидкости?

Конечно же, есть! Причина – тормозная жидкость очень гигроскопична. Другими словами, она поглощает влагу из воздуха. Вследствие этого, существенно снижается точка кипения тормозной жидкости. Тормозной жидкости достаточно впитать в себя из атмосферы (окружающего нас воздуха) всего лишь 3,5% воды от своего объёма, чтобы из «новой» автоматически стать «старой» тормозной жидкостью.

Что происходит из-за того, что тормозная жидкость впитывает влагу?

Всё очень просто – машина перестаёт тормозить… Т.е., управляя автомобилем, водитель давит на педаль тормоза, а она какая-то «ватная» и машина продолжает ехать, как и ехала, только несколько снижая скорость. Ощущение от этого не из приятных. Чаще всего это происходит летом где-нибудь в горах на юге. Там и так жарко, а тут ещё и автовладелец на спусках не умеет тормозить двигателем, пользуется педалью тормоза достаточно активно. Тормозная система нагревается вследствие трения тормозного диска о тормозные колодки – и в итоге этого тормозная жидкость вскипает в тормозных суппортах (рабочих тормозных цилиндрах), образуется паровая пробка, которая и создаёт препятствие усилию, прикладываемому ногой водителя автомобиля во время процесса торможения.

Во избежание этого автопроизводители установили требования по срокам замены тормозной жидкости – 2-а года вне зависимости от пробега автомобиля. Есть и другие сроки замены тормозной жидкости, но 2-а года – общий принятый регламент проведения работ по замене тормозной жидкости в автомобилях.

Читайте также:  Как сделать бегущий текст

С другой стороны – химики и инженеры трудятся над разработкой новых видов тормозных жидкостей, которые имеют достаточно высокий начальный порог кипения из-за определённых присадок. Вследствие этого срок службы тормозной жидкости в автомобиле увеличивается. Но, итог всё равно неизбежен – тормозную жидкость рано или поздно всё-таки придётся менять в автомобиле.

Вернёмся к новой тормозной жидкости. К той, которая ещё не была в автомобиле. Тормозная жидкость находится ещё в своей товарной упаковке. Какой же у неё срок хранения?

Согласно самым последним нормам и правилам реализации и хранения запчастей к автомобилям фирмы-производителя Bosch, срок хранения тормозной жидкости составляет 30 месяцев от даты производства тормозной жидкости до первого вскрытия!
Дата производства тормозной жидкости Bosch указана на упаковке в виде 8-мизначного набора цифр, первые 3 из которых являются кодом даты производства тормозной жидкости (см. фото).

Доверяйте ремонт своего автомобиля профессионалам, а запчасти покупайте в автомагазине, специалисты которого постоянно повышают уровень своих знаний об автомобилях и технических особенностях их обслуживания.

Поделиться ссылкой в: Список статей »

м. Харків
Телефони:
+380(67) 57-19-19-7
+380(57) 716-42-44

В большинстве современных гидравлических тормозов сейчас применяется тормозная жидкость маркировки DOT различных марок. Исключение составляют разве что гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, где в качестве жидкости используется минеральное масло собственной марки.

DOT — сокращение от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT): Департамент транспорта США, занимающееся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характерисикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своём стандарте FMVSS №116. Классы эти и получили название и маркировку по родившему их департаменту и поскольку документ этот с технической точки зрения не противоречил здравому смыслу (что само по себе нонсенс, учитывая что речь идёт о США), то он успешно был подхвачен мировым сообществом для классификации тормозных жидкостей.

Стандарт обозначает классы тормозной жидкости как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако на отечественном рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Последний скорее всего является тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом. Маркировка тормозной жидкости DOT 5.1 не имеет никакого отношения к марке DOT 5 и это является исключением из здравого смысла американцев, в который мы по наивности поверили вначале, в рамках стандарта.

В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон. Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя. Некоторые производители используют в качестве основы для производства DOT 3 (а возможно и других марок) полиалкиленгликоль. Информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нигде не удалось найти, а знание химии в первом приближении позволяет заявить, что такая смесь будет работать не хуже чем исходные компоненты. Так же отдельно существует класс жидкостей DOT 5.1/ABS, предназначенный специально для машин с системой антиблокировки колёс, в состав которого входят как гликолевые, так и силиконовые соединения, делающие эту жидкость несовместимой ни с одной другой.

Читайте также:  Sony hdr cx 400

При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с жидкостью DOT 5 на силиконовой основе происходит химическая реакция, в результате которой получается состав не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к метериалу уплотнителей. Замена гликолевой тормозной жидкости на силиконовую возможна, но для этого требуется предварительно прочистить и тщательно просушить всю тормозную систему от старой тормозной жидкости. Приемущества такой замены, в случае велосипеда крайне неочевидны.

Тормозная жидкость — основной передаточный элемент механизма гидравлических тормозов, отвечающий за передачу усилия от тормозной ручки к тормозным колодкам. Как известно из курса физики, жидкость практически не сжимаема по сравнению с газом, а следовательно всё усилие рукоятки полностью передаётся на тормозные колодки. Трение тормозных колодок о диски (роторы) и является той самой механической силой, поглощяющей кинетическую энергию движения велосипеда (машины, мотоцикла, болида формулы-1) а проще говоря, останавливает его. Но по закону сохранения, никакая энергия не пропадает бесследно и энергия движения в тормозах преобразуется трением в обычное тепло, нагревая колодки и ротор. Нагреваясь, жидкость закипает образуя пузыри пара, которые как и любые газы, подвержены сильному сжатию. Сжимаясь, газ препятствует передаче тормозного усилия и тормоза по просту перестают эффективно работать.

Температура кипения классов тормозной жидкости, в соответствии со стандартом, представлена на следующем графике.

Все гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны и со временем эксплуатации жидкость поглащает влагу из воздуха, с которым входит в контакт. Значение "новой" тормозной жидкости на графике сотвествует её нормальному обезвоженному состоянию, в котором она бывает сразу после покупки, а "старой" она становиться после того, как поглотит 3,5% воды. Поскольку стандарт не знает такого класса как DOT 4.5 (на графике пунктиром), то изучение надписей на коробках и ассортимента продаваемой продукции показало, что это тот же DOT 4, с присадками позволяющими повысить некоторые характеристики, в том числе и температуру кипения. На самом деле кривая температуры кипения DOT 4.5 может распологаться во всём диапазоне пространства от красной (DOT 4) до жёлтой (DOT 5) линии, в зависимости от того, что туда напихал производитель.

Срок эксплуатации, в течении которого жидкость набирает влагу и становитсья старой для DOT 3 и DOT 4 составляет 2-3 года при эксплуатации в автомобиле, в велосипеде этот срок видимо будет значительно дольше. DOT 5.1 более гигроскопична, но и содержит гораздо большее количество присадок, поэтому срок службы её в автомобиле может достигать 4-5 лет, т.е. на средний срок службы самого велосипеда её вполне может хватить целиком. Силиконовая жидкость DOT 5 вообще слабогигроскопична и срок службы её может достигать до 10-15 лет, но она имеет ряд других проблем, в частности высокая степень аэрации вследствии высокого показателя расворимости воздуха и как результат DOT 5 запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS), но к счастью велосипедов это не касается.

Читайте также:  Дорога в питер на машине отзывы

Но давайте теперь слегка поразмыслим головой, на предмет того, что же нам надо. Первая же мысль, посещающая голову при прочтении характеристик температуры кипения тормозных жидкостей вопиюще вопрошает о том, возможно ли вообще нагреть тормозную жидкость в системе хотя бы до 150 °C, если речь изначально идёт о велосипеде? Воображение рисует бешеного даунхильщика, несущегося на зажатых тормозах с самой вершины Эвереста до самых его подножий. Видеть тормозные роторы, нагретые до температуры при которой прикосаться к ним уже нельзя мне приходилось, но возможность вскипятить саму жидкость мне лично представляется маловероятным. Поэтому оставим характеристики кипения мотогонщикам и стритрейсерам, а остановим внимание лишь на том, что тормозная жидкость DOT 5.1 обладает большим набором антикоррозионных присадок, значительно продлевающих срок службы всей тормозной системы.

Ещё одна характеристика, пожалуй самая важная для нас, отвечающая за качество работы тормозов — это вязкость тормозной жидкости. Чем меньше вязкость, тем более быстро и точно передаётся тормозное усилие и тормоза более адекватно реагируют.

Вязкость тормозных жидкостей представлена на следующем графике:

Опять же нельзя чётко обозначить значение вязкости DOT 4.5, поскольку в реальности оно колеблется от 1800 до 1200. Самая низкая вязкость у тормозных жидкостей DOT 5 и DOT 5.1, что делает их любимыми среди гонщиков всех колёсных агрегатов, оборудованных дисковыми тормозами. Низкая вязкость и как следствие высокая копилярность не только способствуют более идеальной работе тормозов, но и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.

Вязкость всех тормозных жидкостей DOT при температуре 100 °C составляет 1,5.

Нижний температурный предел всех тормозных жидкостей составляет не выше -40 °C, что не накладывает никаких ограничений на эксплуатацию велосипеда в зимнее время. Что же касается силиконовой жидкости DOT 5, то ввиду её негигроскопичности, она не поглащает попавшую в гидросистему влагу и не смешивается с ней, что может привести к отстаиванию воды в нижних точках гидросистемы, т.е. в поршнях и замерзанию этой воды зимой.

Многие производители, придерживаясь классификации в соответствии со стандартом выпускают тормозную жидкость с более высокими показателями, чем это требуется для ихнего и даже более высокого класса, таким например является неприкаянный DOT 4.5 или встречающийся иногда Super DOT 4. Не буду называть производителя последней марки, отмечу лишь что производитель заявлет по всем пунктам характеристики значительно превосходящие даже DOT 5.1 в стандарте. Так почему же тогда он всё таки 4, а не 5.1? Ответ кроется в детальном анализе содержимого, который должна пройти жидкость при сертификации и маркетинговом желании продать подороже то, что есть. Чаще всего продукты маркировок DOT 4+, DOT 4.5, Super DOT 4 и т.д. действительно превосходят по части параметров тот же DOT 4, но не отвечают по каким либо отдельным требованиям более высокому классу, например могут не содержать в достаточном объёме (или вообще не содержать) антикоррозионных присадок, наличие которых требует маркировка DOT 5.1, так что главное понимать, что будь тормозная жидкость хоть MegaPuper DOT 4.999, она всё равно по сути своей является обычным DOT 4 и не более того.

Ссылка на основную публикацию
Какие российские платежные системы
Международных платежных систем не так много. Но они дополняют друг друга. А благодаря своей универсальности их сервис позволяет переводить деньги...
Как установить ножку на телевизор самсунг
1. Перед тем, чтобы начать сборку телевизора, обязательно, первым делом, нужно на ровную поверхность положить какой-нибудь мягкий материал под экран...
Как установить образ диска на компьютер
Формат ISO представляет собой образ оптического диска и предназначен для хранения и передачи информации без физического накопителя. Файл ISO —...
Какие самсунги поддерживают беспроводную зарядку
Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт и его содержимое носят исключительно информационный характер и ни при каких условиях...
Adblock detector